Дааа... X-Com UFO Defense и Terror from the Deep воистину невероятные игры. По проработанности деталей легко выигрывают у многих современных игр. По правде сказать, в TftD я играю уже очень долгое время (впервые я в нее играл где-то в 2001 году), но продолжаю обнаруживать ранее неизвестные особенности.
Сюжет в них весьма простой - пришельцы нападают на людей, и для борьбы с ними была создана корпорация X-Com, которой и нужно управлять. Игра разделена на два режима (причем каждый из них - отдельный EXE-файл) - стратегический и тактический. В стратегическом режиме игрок управляет базами, обустраивает их, проводит исследования и разработки, вооружает и отправляет на миссии самолеты/субмарины и десантные корабли, и управляет своей экономикой. А в тактическом режиме игрок управляет отрядом солдат, который отправил на соответствующую миссию. Среди миссий есть защита города от террора, защита базы от атаки пришельцев, захват различных UFO, а также атака базы и аванпостов пришельцев. Удивительно, но солдаты прокачиваются по RPG-системе, где в основном их характеристики прокачиваются в зависимости от их действий. Про стрельбу солдатов стоит упомянуть особо: практически все солдаты - выпускники Имперской Академии Стрелков - у многих поначалу возникают проблемы при попадании в пришельца, который стоит перед ними на расстоянии метра. Особенно отличаются ракетчики - при стрельбе ракетами начинающий солдат имеет привычку одну ракету пустить себе под ноги, а другую - в соседа справа.
В игре присутствует несколько веселых тактик, возможные только в этом мире благодаря механике. Например, активированная граната взрывается лишь в конце хода. Нередко тыловой солдат выдергивает чеку, и кидает гранату под ноги другому солдату. Тот ее поднимает, и кидает скауту, который уже кидает ее в нужное место . Еще весьма странная тактика используется при входе в UFO. У спецназа для подобных целей используются прочные полноразмерные металлические щиты. А в X-Com используются... новобранцы. Да, именно эти бедняги наиболее подходят для входа в UFO, так как в игре есть такой элемент, как реакция. Она позволяет пришельцу или солдату автоматически выстрелить во время хода противника. И входящий в UFO солдат имеет все шансы быть таким образом застреленным. Правда, этого можно избежать, если сделать в UFO свой вход, с блэкджеком и плазменными выстрелами. А также я недавно обнаружил, что можно открыть дверь, не входя в нее, и не привлекая внимания пришельцев.
Игра (говоря сразу об обеих) мне очень понравилась своей динамичностью, РПГ-системой и обилием различных тактик. Некоторые миссии по динамичности не уступают голливудским боевикам, а также порой происходят очень забавные ситуации. Например:
читать дальше

До сих пор я все время играл с постоянными Save/Load'ми (загружался при смерти любого из солдат... ну не люблю я, когда их убивают). А теперь решил впервые сыграть по-настоящему, сохраняясь как можно реже (в террор-миссиях не более одного, но на счет нападения на базы пришельцев пока не знаю). И это получилась совсем другая игра - для спасения своих же солдат приходится тщательно продумывать свои ходы. Правда, при этом старте читать дальше